Пятница, 29.03.2024, 13:32Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя математики
Меню сайта
  • график дежурства
  • Блог
  • Форум
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Категории каталога
    Мои статьи [5]
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 297

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Мои статьи

    здоровьесберегающая педагогика
    доровьесбережение и педагогика.

    Е.Г.Терентьева, к.п.н.,
    зам.директор по УВР
    АОУ школы №1 г.Долгопрудного

    Приступая к любому делу, человек, как правило, задает себе три вопроса: «зачем, что и как делать».
    Образование в данном случае не является исключением. На вопрос «зачем учить?» отвечает философия образования, «чему учить?» - содержание образования, «как учить?» - педагогические технологии.
    Категория педагогическая технология существует в отечественной науке недавно и не имеет однозначного толкования. В западной педагогике это научное направление развивается с середины ХХ в. Наиболее известны работы Дж. Кэррола, Г. Гейса, Д. Брунера. Среди отечественных авторов – Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин и др. Особый интерес у исследователей вызвала работа В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»[1]. Понятие «педагогическая технология» использовал уже А.С. Макаренко[5] в своих работах. По сути «являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология всегда наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с детьми».[6]. Однако, в профессиональной подготовке педагогов фактически отсутствует обучение искусству такого педагогического воздействия, хотя еще Я. А. Коменский писал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».[2]
    В 60-е гг. ХХ в. педагогическая технология обретает официальный статус. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли В.М. Коротков, Б.Т. Лихачев.[4]
    По определению Л.П. Кривошеенко педагогическая технология – «это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех  педагогических действий»[3].
    Существуют различные определения понятия педагогическая технология. Г.К.Селевко в работе «Опыт системного анализа современных педагогических систем»[7] дает девять определений разных авторов, среди которых В.П Беспалько, И.П. Волков, М.В. Клерин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов,  В.М. Шепель.
    Определение педагогической технологии было принято и Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии США в 1979 г: «Педагогическая технология есть  комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности  для анализа  проблем и управления решением проблем, охватывающих  все аспекты усвоения знаний».
    В отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется в нескольких значениях. В частности, им обозначают технологию и технику воспитательной работы в школе: приемы воздействия на ученика в процессе воспитания, методы и формы внеурочной работы в школе. Слово технология может относиться к методике общения учителя и ученика, к организации и методике воспитательной работы в школе. Применение компьютера и методов работы с информацией в обучении вызвало к жизни термин информационные технологии обучения. Таким образом, термин педагогическая технология имеет неопределенный спектр значений, что противоречит требованиям науки и говорит о неизученности проблемы. Тем не менее, возможность с помощью технологий в процессе усвоения ЗУНов обеспечивать достижение эффективного результата признана всеми учеными.
    Следует отметить, что до  сих пор нет  единой  общепризнанной классификации педагогических технологий,  мнения ученых в  научных походах к классификации педагогических технологий различаются. Делаются попытки классификации технологий обучения: по сферам обучения; по целям обучения; по предметной сфере использования технологий; по применяемым техническим средствам; по формам организации учебного процесса; по методическим задачам и другим факторам и признакам.
    Однако по пути появления педагогические технологии можно четко разделить на две группы: возникшие из теории (технологии В.П. Беспалько, В.В. Давыдова,
    Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина и др.) и из практики (технологии Е.Н. Ильина,
    С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др.)
    Различны и мотивы обращения к проблеме технологизации образования. Среди них можно назвать: следование моде; озабоченность состоянием образования и видение в технологизации очередной панацеи от всех бед; мнение о том, что технологизация - объективный процесс, ведущий образование к решению качественно новых задач.
    Именно на этом, по нашему мнению, построен миф о ЗОТ – здоровьесберегающих технологиях, являющихся новыми педагогическими технологиями, альтернативными всем другим, например, вышеперечисленным технологиям. И применение этих новейшие технологии в школе дает невиданную эффективность.
    Другая крайность – это восприятие понятия «ЗОТ» как аналога санитарно-гигиенических мероприятий. Чистота в туалетах и грамотно составленное расписание уроков не являются здоровьесберегающими технологиями.
    Основными структурными компонентами любой педагогической технологии являются: цели; закономерности структурирования взаимодействия субъектов образовательного процесса: проектирование, программирование, планирование; регламентированное содержание, система средств и условий, гарантированные результаты, адекватные педагогическим целям; наличие диагностических средств (для адекватной оценки результативности).
    Здоровьесбережение по определению не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели, совокупности тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Таким образом, понятие «здоровьесберегающая» может относиться только к качественной характеристике выбранной педагогической технологии, показывая, насколько реализация данной технологии решает задачу  сохранения здоровья учащихся. И лишь диагностика позволяет оценить, достигнут ли запланированный результат.
    Может возникнуть закономерный вопрос: почему здоровьем детей должны заниматься педагоги, а не медицинские работники. Причин несколько:
    •    дети значительную часть времени проводят в образовательном учреждении, и  не помогать им сохранять здоровье было бы по меньшей мере бездушно;
    •    в образовательном учреждении большую часть воздействий на ребенка оказывают именно педагоги, а не медики;
    •    медицина на современном этапе занимается лечением заболеваний, а не их профилактикой.
    Делая вывод их вышесказанного, уместнее будет употреблять термин «здоровьесберегающая педагогика», цель которой не только обеспечить выпускнику школы реально высокий уровень здоровья, но и воспитать у него культуру здоровья на основе знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
    Встает закономерный вопрос: а разве школа не решала задачи здоровьесбережения раньше? Безусловно, задача-минимум всегда стояла в основе организации учебно-воспитательного процесса и заключалась в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывали бы негативного воздействия на здоровье учащихся: предупреждение травматизма, достаточная освещенность учебных кабинетов, подбор школьникам мебели по росту и т.д.
    Здоровьесберегающая педагогика должна включать не только охрану здоровья, но и укрепление  здоровья, воспитание культуры здоровья учащихся и педагогов. Это должно стать главным индикатором успешности внедрения ЗОТ.
    Процитируем известные принципы здоровьесберегающей педагогики:
    1. Принцип ненанесения вреда.
    2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
    3. Принцип триединого представления о здоровье.
    4. Принцип непрерывности и преемственности.
    5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися .
    6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
    7. Комплексный, междисциплинарный подход.
    8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
    9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
    10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
    11. Приоритет активных методов обучения.
    12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
    13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
    14. Принцип отсроченного результата.
    15.Принцип контроля за результатами.
    Многие вопросы здоровьесбережения безусловно находятся в компетенции администрации образовательного учреждения и должны стать пунктами школьной программы здоровьесбережения, однако значимая доля принадлежит учителю, который должен быть активным участником реализации данной программы, а не статистом.
    Рекомендации учителю при организации здоровьесберегающей деятельности в учебно-воспитательном процессе:
    •    следите за объемом и сложностью учебного материала на уроке и в домашнем задании;
    •    старайтесь разнообразить методы обучения, формы работы на уроке, избегайте традиционно-однообразной схемы урока;
    •    при организации контроля знаний не  допускайте стрессовых ситуаций;
    •    дайте ученику возможность ошибиться и шанс исправить свою ошибку;
    •    не допускайте ситуаций, когда школьная отметка становится приоритетом в межличностных отношениях в классе;
    •    если есть возможность (в старших классах) «спаривайте» уроки,  чтобы уменьшить нагрузку на учащихся;
    •    при подготовке к уроку анализируйте расписание уроков в классе в данный день, учитывайте очередность своего урока, не забывая, что самые продуктивные уроки – со второго по четвертый;
    •    создайте детям на уроке состояние комфорта;
    •    развивайте интерес к вашему предмету;
    •    постарайтесь, чтобы ваш урок оставил у ребенка только положительные эмоции;
    •    личным примером учите учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
    В заключение приведем несколько приемов здоровьесбережения на уроках.
    1.    Работа в парах или группах, при которой происходит либо смена партнеров на протяжении урока или его этапа, либо передвижение учащихся по классу  для защиты задач.
    2.    Активное использование доски (если возможно, то нескольких досок на разных стенах) как на этапе проверки домашнего задания, так и на других этапах урока.
    3.    Выполнение заданий на скорость с последующей записью ответа или краткого решения на доске.
    4.    Физкультминутки или зарядки для различных групп мышц и особенно для глаз.
    5.    Использование индивидуальных заданий на отдельных этапах урока разного уровня сложности, в том числе и в домашнем задании.
    6.    Практические задания, развивающие мелкую моторику рук, различные группы мышц.
    7.    Различные игровые технологии.
    8.    Организация обратной связи на уроках путем сигнальных карточек или каких-либо заранее оговоренных движений.
    9.    Включение заданий с использованием валеологического содержания, закладывающих основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Эго не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

    Литература:

    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. - 190с.
    2. Коменский Я.А. Великая дидактика. [Текст] / Я.А. Коменский // Избр. пед.соч.  - М., 1955. – 472с.
    3. Кривошеенко Л.П. Педагогика. [Текст] /Л.П.Кривошеенко - М., изд-во «Проспект», 2008. - 429с.
    4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.[Текст]/ Б.Т.Лихачев – М.: 1993. –464с.
    5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. [Текст] / А.С. Макаренко – М., 1986. – 341с.
    6. Питюков В. Что такое педагогическая технология. [Текст] / В.Питюков // Воспитание школьников, 1995. - №1. С.8-10.
    7. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1996. - №6. - С.3-43.
    Категория: Мои статьи | Добавил: terentevaelena (08.08.2012)
    Просмотров: 3366 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 1
    1 Sergjuick  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/uslugi/proizvodstvo-i-montazh-metallicheskikh-rigeley/>металлический ригель в строительстве это</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0