Четверг, 25.04.2024, 12:36Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя математики
Меню сайта
  • график дежурства
  • Блог
  • Форум
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Категории каталога
    Мои статьи [5]
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 297

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Мои статьи

    о методе проектов в школе

    Часто можно встретить расхожую фразу: " Учителя, а что с вас взять, вы ничего не производите и, в принципе, даже ни за что не отвечаете, так говорите себе, и говорите".

    Образование  должно сделать  наших детей более гуманными. Воспитание так же важно, как и образование.

    Развитие учащихся, а не только передача определённых знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования и нашей с вами главной задачей.

    Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение.

    А одним из главных качеств личности ученика становиться  его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

    Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько  источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску.

    Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика.

    Встает вопрос:

    А всегда ли это возможно в рамках традиционной классно-урочной системы?

    Главными недостатками классно-урочной системы в этом аспекте являются с точки зрения ребенка невозможность для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

    Проектный метод в школьном образовании - альтернатива классно-урочной системе

    Метод проектов сделал следующий шаг: учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

    История метода проектов уходит далеко в прошлое.

    Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

    Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

    Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:

    ·        поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни,

    ·        применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести,

    ·        получить в итоге реальный, ощутимый результат.

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

    Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло прежде всего в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это привело к ослаблению содержательного аспекта.

    И уже к 1931 году был сделан вывод о том, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. И советская общеобразовательная школа была полностью переведена на традиционное обучение.

    Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

    Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

    Метод проектов привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    В основу его положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы:

    ·        Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

    ·        Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

    Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много:

    ·        Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения.

    ·        Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения.

    ·        В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века.

    ·        В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики.

    ·        В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

    Метод - это дидактическая категория

    Способ достижения дидактической цели метода проектов лежит  через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические дидактические принципы:

    ·        связь теории с практикой;

    ·        научность,

    ·        сознательность и активность усвоения знаний;

    ·        доступность,

    ·        систематичность и преемственность обучения;

    ·        наглядность и прочность усвоения знаний.

    Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

    Образовательная функция  подразумевает

    ·знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

    ·формирование набора базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность (языковую, компьютерную, информационную, правовую, экологическую и др.).

    Воспитательная функция  использования метода проектов в образовании школьников состоит в развитии личностных качеств:

    ·        деловитости,

    ·        предприимчивости,

    ·        ответственности,

    ·        выработки навыков разумного риска и др.

    Проектная деятельность позволит учащимся реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

    Развивающая функция  использования метода проектов в образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных знаний и умений для анализа и решения  практических задач, создаются условия для формирования и развития у учащихся творческих способностей.

    Существует много способов классификации проектов. В частности, по методу, доминирующему в проекте все проекты подразделяются на  исследовательские, творческие, игровые, ролевые, информационные, практико-ориентированные.

    Основные требования к учебному проекту состоят в следующем:

    1.                      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

    2.                      Работа над проектом начинается всегда с определения перечня конкретных действий, указания сроков и ответственных, а главное, с уточнения желаемого результата;

    3.                      Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта.

    4.                        Обязательная презентация  и защита проекта.

    Проекты могут включаться в традиционные курсы, и тогда они представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников.

    Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.

    Непростая творческая задача – это выбор продукта, который получается в результате работы над проектом. От решения этой задачи  во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Такими продуктами могут стать: WEB-сайт, анализ данных соцопроса, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, праздник, конференция.

    Трудно переоценить роль учителя в проектной деятельности.

    Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

    Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

    В определенном смысле учитель становится педагогом широкого профиля.

    Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

    ·  возрастных и индивидуальных особенностей детей,

    ·    их предыдущего опыта проектной деятельности,

    ·  сложности темы проекта,

    ·  характера отношений в группе и др.

    Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

    Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной, из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством учителя.

    Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

    Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя. Дайте ему возможность побыть руководителем, организатором и экспертом.

    В общественном сознании сформировался некий стереотип прогрессивного развития, который можно выразить так: «Новое лучше старого». Применительно к методу проектов, который в российском образовании считается новым (хотя таковым не является), существует еще одно довольно стойкое заблуждение: его использование — синоним высокого качества обучения.

    Захлестнувшая образование волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем часто цель — горячее желание  победить в каком-нибудь конкурсе. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой выставку достижений учителей . Эта тенденция может принести много вреда.

    Образованию принадлежит опережающая функция в развитии общества и личности, поэтому освоение культурного наследия нации в целом и культурного наследия своего родного края, города в частности выходит на первый план.

    Проведенные в 2006-2007 учебном году статистические исследования (путем анкетирования) показали неутешительную, но объективную  картину состояния уровня образования родителей учащихся нашей школы.

    Если более 50% родителей старшеклассников имеют высшее и около 35% - среднеспециальное образование, то родители учащихся начальных классов - 35% высшее при том же уровне среднеспециального. Зато почти 5% родителей не имеют даже среднего образования.

    Большие изменения и в социальном положении родителей. Резко возросло количество рабочих, увеличилось количество домохозяек, появились безработные родители.

    Соответственно резко увеличилось количество родителей, не желающих принимать участи ни в образовании, ни в воспитании своих детей, т.е. сдавших их в школу, как в камеру хранения.

     

    В нашей школе на 2006-2009 года разработана целевая программа развития "Наш край".

    Выбор направления неслучаен.

    Истоки данной программы следует искать в истории школы.

    Информационным центром в данной работе является школьный музей, также имеющий свою историю.

    По единодушному признанию всего педагогического коллектива (по результатам анкетирования) работа в краеведческом направлении в школе ведётся давно и имеет хорошие результаты, однако в ней не хватает системы, слаженности разных звеньев.

    До 2006-2007 учебного года сведения из истории, культуры, природы, экономики родного города и  всей Московской области использовались учителями на уроках  Окружающего мира  в начальной школе, географии, экологии, истории и литературы  на средней и старшей ступенях обучения.

    Много лет в школе успешно работают разновозрастные группы  туристического клуба.

    В 2005-2006 учебном году было проведено исследование среди учащихся школы, их родителей и педагогических работников школы по вопросу востребованности  тех или иных профилирующих курсов.

    В результате анализа потребностей родителей и детей, обучающихся в школе, а также исходя из возможностей и интересов педагогического состава были выбраны несколько элективных курсов, среди которых кроме традиционно востребованных математики, физики и английского языка, оказались  элективные курсы по литературе "Заметки и статьи в школьную прессу", где ребята знакомятся с основами журналистики на "родном" материале и курс "Экология Подмосковья,  название которого говорит само за себя.

    Кроме того, в этом  же учебном году школа включилась в федеральный эксперимент по апробации курса Духовное краеведение Подмосковья.

    Последние 3 года  для учащихся 5-6 классов работал краеведческий кружок, на занятиях которого ребята знакомились, и не только заочно, с историей города, его предприятиями и замечательными земляками.  В 2006-2007 учебном году впервые Краеведение было включено в школьный компонент учебного плана как самостоятельный предмет для учащихся 5-6 классов.

    В 3-4 классах проходит апробацию специализированный курс Моё Подмосковье , предусматривающий знакомство и приобщение учащихся начальных классов к культуре родного края.

    В будущем предполагается, курс Краеведение  станет логическим продолжением курса Моё Подмосковье.

    Творческой группе, работающей над данной программой видятся широкие возможности использования родиноведческого материала на уроках и внеклассной работе по Музыке, а также в совсем неожиданных областях, например Химии и Физической культуре.

    В соответствии с изложенным выше ведется работа по систематизации краеведческой работы в школе.

    Такой акцент в направлении развития школы, в выборе темы программы не случаен: он предопределён всей предшествующей деятельностью школы и не противоречит, на наш взгляд, социальному заказу долгопрудненцев, да и российского общества в целом.

    Целевая программа "Наш край" подводя итог работы школы по изучению малой родины, призвана определить цели и задачи дальнейшего развития Образовательного учреждения в краеведческом направлении.

    Категория: Мои статьи | Добавил: terentevaelena (09.02.2009)
    Просмотров: 4908 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4 |
    Всего комментариев: 1
    1 Sergjuick  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/novosti/izgotovlena-bystrovozvodimaya-pristroyka-pod-klyuch/>ооо пск «новинский завод металлоконструкций»</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0